Браузер с нейрофонами

В Яндекс.Браузере всё настраивается — в том числе и фон для страницы новой вкладки. Можно поставить туда что-то своё, а можно выбрать картинку из галереи. В ней сотни изображений на любой вкус, от видов городов до снимков из космоса.

Сегодня в галерее появились особенные фоны. На них — захватывающие дух пейзажи: горы и поля, тропические острова и лесные озёра. Тонкость в том, что эти объекты никогда не существовали в действительности. Их создала нейронная сеть.

Нейрофоны — больше, чем просто картинки. Если вы посмотрите на изображение в течение нескольких секунд, вы увидите, как преображается ландшафт: меняются очертания гор, разливаются озёра, а вместо пустошей появляются цветущие луга.

Превращения происходят плавно — всё-таки фон не должен бросаться в глаза, — но за ними приятно понаблюдать, если хочется на минутку отвлечься от работы.

Как мы делали нейрофоны

Видеофоны есть в Браузере уже давно — это короткие ролики, снятые на камеру или дрон. Нам стало интересно сделать нечто похожее с помощью нейронных сетей. Мы воспользовались нейросетью из семейства StyleGAN2 — так называется открытая архитектура, предложенная компанией Nvidia. Нейросеть обучили на множестве пейзажей из Яндекс.Картинок. Обучившись, она смогла генерировать подобные ландшафты сама. Чтобы придать изображениям более неземной вид, мы дообучили нейросеть на картинках, найденных по запросу [фантастический пейзаж]. Получились пейзажи, похожие на настоящие, но с необычными элементами — так, на одном из фонов над лесом встают сразу два солнца. Мы отобрали несколько самых красивых видов, а затем поручили нейросети сгенерировать промежуточные изображения — так, чтобы один пейзаж плавно «перетекал» в другой.

Нейрофоны уже доступны в Яндекс.Браузере для Windows, macOS и iOS. Вы можете выбрать фон, который понравился больше всего, или включить чередование — в этом случае нейрофоны будут сменять друг друга раз в сутки.

Большое обновление московских панорам

Мы обновляем панорамы Москвы каждый год. Обычно панорамомобили объезжают отдельные участки, например окрестности новой станции метро. В этом году мы пересняли почти весь город — обновилось 95% панорам столицы.

Вызвавшая много споров скульптура Урса Фишера «Большая глина № 4» на Болотной набережной

Теперь на снимках представлены самые новые достопримечательности Москвы. Можно прогуляться по реконструированным набережным острова Балчуг, побывать у дома культуры «ГЭС-2», который разместился в здании одной из старейших московских электростанций, или осмотреть парк, разбитый перед Павелецким вокзалом — это место больше 10 лет было закрыто забором.

Площадь перед Павелецким вокзалом

Панорамы Москвы рассматривают не только жители и гости города, но и те, кто делает здесь пересадку. Поэтому при сьёмках столицы мы уделяем особое внимание транспорту: вокзалам, станциям метро, крупным автотрассам.

Восточный — самый новый вокзал Москвы. Его открыли в мае 2021 года

Новый участок Северо-Восточной хорды в районе станции «Ростокино»

Съёмки панорам начались в апреле и продолжались до зимы. Территорию Новой Москвы снимали в основном осенью, когда открылись новые автодороги от Середнево до Десны и от метро «Филатов Луг» до Московского. А наземные вестибюли новых станций БКЛ сфотографировали в ноябре–декабре.

Дорога от станции метро «Филатов луг» до города Московский, Новая Москва

Транспортно-пересадочный узел «Мичуринский проспект»: здесь можно пересесть с жёлтой ветки на БКЛ

В общей сложности за год наш панорамомобили отсняли почти 330 тысяч панорам. Они охватывают свыше восьми тысяч километров московских дорог. Яндекс.Карты хранят весь архив панорам — можно сравнить новые снимки со фотографиями прошлых лет и проследить, как постепенно меняется город.

Яндекс рассказывает и показывает

Сегодня состоялась Yet Another Conference, наша ежегодная конференция. YaC 2021 — это большой фильм про технологии Яндекса и людей, которые их создают.

В центре сюжета — беседа управляющего директора Тиграна Худавердяна и журналистки Ирины Шихман. Они говорят обо всём, чем живёт современный Яндекс: роботах-курьерах и электронной торговле, нейросетевых моделях и лидарах, программе «Помощь рядом» и Фонде Сегаловича. Речь идёт не только про продукты Яндекса, но и про то, как они влияют на жизнь. Тигран рассказывает, как дети взаимодействуют с Алисой, заменят ли водителей беспилотные автомобили и из чего складывается стоимость поездки на такси.

На полигоне беспилотников

Рассказ Тиграна дополняют истории от других руководителей Яндекса. Андрей Стыскин объясняет, зачем Яндексу суперкомпьютеры, Дмитрий Полищук тестирует беспилотное такси в Ясенево, Андрей Короленко показывает, что внутри у сервера Яндекса, а Даниил Шулейко, который отвечает за направление электронной торговли и логистические сервисы, рассказывает, как работал упаковщиком на складе Маркета — чтобы проверить процесс на себе и понять, что можно улучшить.

Дата-центр Яндекса во Владимире

В фильме можно увидеть новинки Яндекса. Прежде всего это Станция второго поколения. Она по-новому выглядит и по-новому звучит. Колонка оснащена двумя широкополосными динамиками общей мощностью 30 ватт, а под кожухом у неё скрывается особая акустическая решётка — с апериодической структурой. Благодаря ей Станция выдаёт звук практически без искажений.

Колонка умеет компенсировать акустические эффекты помещения. Её можно разместить в любой части комнаты, и она будет звучать одинаково хорошо. Станция поступит в продажу в первой половине 2022 года. Управлять колонкой и другими устройствами умного дома можно будет в новом приложении «Дом с Алисой».

Алиса, ещё одна важная героиня YaC, тоже обзавелась новыми возможностями. Во-первых, она теперь понимает вас, когда вы говорите шёпотом, и умеет шептать сама. Это пригодится, если, например, нужно поставить будильник, а в комнате кто-то спит. Чтобы попробовать, попросите: «Алиса, скажи что-нибудь шёпотом» или просто прошепчите ей что-нибудь — и она ответит, понизив голос.

А во-вторых, Алиса скоро сможет не только рассказывать сказки, но и сочинять их сама — на пару с вами. Она предлагает зачин, а дальше задаёт вам уточняющие вопросы, и вы вместе придумываете повороты сюжета. Сочинять сказки Алисе помогает разработанная в Яндексе языковая модель из семейства YaLM. Подобные модели основаны на нейросетях-трансформерах и могут генерировать текст, практически неотличимый от написанного человеком.

Это далеко не всё — в фильме ещё много интересного. Вы увидите лидарную лабораторию и комнату, где тестируются Станции, побываете на полигоне беспилотников и в дата-центре и узнаете предысторию продуктов Яндекса: например, как «дощечка на колёсиках» превратилась в ровер. Смотрите сами:

Поиск Яндекса по видео меняет правила работы с партнёрами для борьбы с пиратством

Андрей Стыскин,
директор бизнес-группы Поиска, рекламных и облачных сервисов


Несколько лет назад мы подписали антипиратский меморандум и реализуем его механизмы в поиске. За это время мы удалили из поиска более 24 млн ссылок на пиратский контент. Дали возможность онлайн-кинотеатрам интегрировать свой контент в поиск, и к нам уже присоединились Okko, IVI и Megogo. Теперь мы делаем следующий шаг. Мы меняем политику по работе с партнёрами в поиске по видео, чтобы работать с теми, кто разделяет наше отношение к пиратству и создаёт процедуры, которые помогают с ним бороться.

Поиск Яндекса индексирует информацию, которая находится в публичном доступе в интернете, но мы не можем знать, есть ли у того или иного партнёра права на контент. Только площадки, на которых размещено видео, могут проверить его легальность. В рамках обновлённой политики поиска по видео мы подписываем соглашения с хостингами-партнёрами — они отвечают за  легальность своего контента и соглашаются принимать все нужные меры, чтобы препятствовать распространению пиратских роликов. 

С лета мы общаемся с крупнейшими видеохостингами и рассказываем им о грядущих изменениях. Мы планировали, что новая политика вступит в силу в ноябре 2021, однако пошли навстречу партнёрам, не успевшим подписать соглашение, и передвинули сроки на начало 2022 года. 

Мы уверены, что добиться успеха в борьбе с пиратским контентом можно только совместными усилиями.

По всем вопросам можно писать сюда: video-partners@yandex-team.ru.

Новые языки закадрового перевода

Мы продолжаем убирать языковые барьеры — и запускаем автоматический закадровый перевод видео ещё с трёх языков: немецкого, французского и испанского. Переводить с английского, само собой, по-прежнему можно.

Почему именно эти языки?

Немецкий, французский и испанский довольно востребованы у пользователей. Кроме того, эти языки относятся к той же языковой семье, что и английский. У них практически одинаковые алфавиты и есть сходства в лексике и грамматике, поэтому освоить их можно быстрее, чем, скажем, корейский или японский, которые тоже очень популярны. Впрочем, мы не собираемся останавливаться на достигнутом и будем постепенно расширять список языков.

Чем больше языков поддерживает технология, тем больше контента вам доступно. Например, теперь можно послушать рассказ экскурсовода про Пергамский музей в Берлине, узнать, как готовить роскон — традиционный испанский праздничный пирог, или посмотреть документальный фильм про историю мореплавания, в котором снялись легендарные путешественники Ален Бомбар и Жак-Ив Кусто.

Мы не только добавили новые языки, но и доработали саму технологию. Во-первых, она теперь точнее совмещает фразы на языке оригинала и на языке перевода. За счёт этого перевод получается более естественным, без натянутых пауз или фраз, сказанных на манер скороговорки. Во-вторых, видео теперь переводятся быстрее — и мы вам сразу сообщаем, сколько времени это займёт.

Видео переводятся не моментально, потому что перевод — достаточно трудоёмкий процесс. Он состоит из трёх основных этапов. Сначала технология распознавания речи преобразует сказанное в кадре в текст. Затем технология машинного перевода переводит его на русский язык, а технология синтеза речи озвучивает результат. В основе этих технологий лежат сложные нейросетевые модели. Для их обучения Яндекс использует сверхмощные вычислительные системы — суперкомпьютеры.

Между основными этапами есть промежуточные. Например, текст перед отправкой на перевод нужно разбить на смысловые сегменты, а озвучку надо наложить на видео так, чтобы фразы в оригинале и в переводе совпадали друг с другом по длине.

Какие видео можно переводить?

Переводить можно видео на YouTube, Vimeo, Twitch и других популярных платформах. Продолжительность видео не должна превышать 4 часов. Кроме того, ролик должен быть в общем доступе. Именно по этой причине мы не можем снабжать переводом видео с Coursera, Udemy и других ресурсов, где для просмотра требуется ввести логин и пароль. 

Автоматический закадровый перевод работает в Яндекс.Браузере для Windows, macOS, Linux и Android, а также в приложении Яндекс для iOS и Android. Чтобы запустить перевод, нужно нажать на кнопку с логотипом Яндекс.Переводчика. Когда всё будет готово, вам придёт пуш-уведомление. На смартфонах жать кнопку необязательно — достаточно сказать: «Алиса, включи перевод видео».

Позвонить Кузе, узнать о технологиях прошлого и поучаствовать в турнире по ретроиграм: Музей Яндекса приглашает на фестиваль «Демодуляция»

Обновлено 29.11.2021. Если вы не смогли поучаствовать в «Демодуляции» 27 ноября, ничего страшного — мы опубликовали запись фестиваля.

В эту субботу, 27 ноября музей Яндекса проведёт третий фестиваль «Демодуляция», посвящённый легендарным компьютерам, технологиям и видеоиграм. В этом году фестиваль пройдёт одновременно онлайн и офлайн. Главным гостем «Демодуляции» станет создатель «Тетриса» Алексей Пажитнов.

Посетители смогут вживую познакомиться с компьютерами прошлого из запасников музея и от частных коллекционеров, поиграть в легендарную телеигру из 90-х «Позвоните Кузе» и проверить свои силы в турнирах на ZX Spectrum, БК, Dendy, Sega Mega Drive и других легендарных компьютерах, приставках, а также советских игровых автоматах.

Часть игровой зоны «Демодуляции» в 2019 году


Участников фестиваля ждут больше 15 докладов о компьютерах и технологиях с 70-х годов до нашего времени. Например, поэт, писатель-фантаст и любитель ретрокомпьютеров Леонид Каганов расскажет про один из первых советских домашних ПК — БК 0010, коллекционер видеоигр Василий Дрогунов вспомнит историю игровых консолей, а владелец музея советских калькуляторов Константин Голота покажет, как писали код на программируемых калькуляторах. 

Важная часть «Демодуляции» — конкурс демо. Так называют аудиовизуальные сюжеты, которые создаются, чтобы по максимуму продемонстрировать возможности компьютера. На фестивале вы увидите демосцены для 8- и 16-битных систем, сможете послушать музыку, написанную для старых аудиочипов, и понаблюдаете за «демодуэлью» — турниром по программированию визуальных эффектов для виртуальной игровой консоли TIC-80.

Фестиваль пройдёт в субботу, 27 ноября в главном офисе «Яндекса» в Москве. На YouTube будет транслироваться интервью с Пажитновым, телемосты с другими музеями, концерт, включения с выставки. По окончании фестиваля мы выложим записи всех докладов. Начало в 11:00 по московскому времени. Участие бесплатное, билеты покупать не нужно, достаточно зарегистрироваться на сайте.

Большая просьба: обязательно возьмите с собой маску, если планируете посетить фестиваль лично.

Беспилотный флот Яндекса перешёл на собственные лидары: почему это важно и что в них особенного

Если вы видели наши беспилотные автомобили вживую или на фотографиях, вы наверняка замечали у них на крыше установку, которой нет у обычных машин. Внутри неё, среди прочего, размещается лидар — один из основных сенсоров беспилотного автомобиля. С 2021 года мы используем во всех наших беспилотных автомобилях последнего поколения лидары собственной разработки.

Важная особенность нашего лидара — он может в реальном времени менять свои параметры и адаптироваться под дорожную ситуацию. Например, на скоростных шоссе лучше «видеть» машины вдалеке, а на узких улицах более детально разглядеть пешеходов вблизи автомобиля.

Мы расскажем о том, как в 2019 году начали делать свои лидары, какими характеристиками обладает программируемый лидар и почему собственный сенсор так важен для дальнейшей разработки беспилотных технологий.

Зачем беспилотнику нужен лидар 

Лидары, камеры и радары — «глаза» большинства беспилотных автомобилей. С их помощью беспилотная система распознаёт окружающий мир, например сигналы светофоров, автомобили и людей, измеряет размеры окружающих объектов, их скорости и расстояния до них. Благодаря этому у машины есть данные, чтобы понимать, как безопасно перемещаться по дорогам и реагировать на дорожные ситуации.

Один из основных сенсоров беспилотного автомобиля — лидар. Он каждую секунду испускает миллионы безопасных для людей лазерных лучей, которые отражаются от объектов и возвращаются обратно. Получается лидарное облако — совокупность точек, которые создают трёхмерную картину окружающего мира. По отражённым сигналам лидара можно определить форму объектов и расстояние до них с точностью до сантиметра. 

Лидар может определять точные очертания объектов на расстоянии в сотни метров — эту информацию не получить с камер и радаров. Ещё лидар «видит» в темноте, а благодаря алгоритмам фильтрации шумов автомобили могут уверенно ориентироваться в пространстве даже в сложных погодных условиях вроде снега или дождя.

Также лидар помогает беспилотному автомобилю понимать своё положение в пространстве — для этого система в реальном времени сравнивает трёхмерный скан окружения с загруженными в систему трёхмерными картами.

Так выглядит изображение с лидара. Можно увидеть дороги, пешеходов, припаркованные машины, стоянку самокатов и другие объекты вокруг беспилотного автомобиля


Первые лидары Яндекса

Изначально мы использовали лидары других компаний, но их возможности были ограничены теми функциями, что закладывает производитель. С 2019 года мы сами проектируем лидары — они помогают нашей системе беспилотного управления лучше решать задачи, с которыми ей приходится сталкиваться.

Мы начали с двух прототипов. Они имели разную конструкцию: первый лидар располагал вращающимся блоком, а второй был неподвижным. Оба наших лидара имели параметры дальности и разрешения сравнимые с лидарами стороннего производителя.

На создание прототипов ушло девять месяцев. Когда лидары были готовы, мы установили их на нескольких беспилотных машинах, чтобы понаблюдать, как они поведут себя в эксплуатации, и сравнить их друг с другом.

Неподвижный лидар лучше проявил себя на испытаниях. Во-первых, такая конструкция в целом надёжнее — в ней нет тяжелой подвижной электронки, поэтому она лучше переносит тряску и морозы. Во-вторых, из-за особенностей конструкции лидар был более гибок в настройке, а задавать нужные параметры можно было как заранее, так и прямо во время поездки, на ходу. Именно эта конструкция легла в основу лидаров, которые мы сейчас устанавливаем на наши машины.

В чём преимущества 

Параметры лидара можно менять в реальном времени

Параметры лидара — количество лучей, угол обзора, дальность — можно изменять заранее или во время поездки. За счёт этого беспилотный автомобиль лучше подстраивается под разные дорожные ситуации. 

Например, при движении по узким улицам мы можем сконцентрировать большую часть лучей на дороге перед автомобилем, чтобы повысить плотность лидарного облака вблизи и детально разглядеть людей и небольшие объекты, например дорожные конусы.

На широких скоростных трассах наоборот: мы можем сосредоточиться на объектах, которые находятся в отдалении. Это позволяет заранее понять обстановку впереди: где находятся машины, нет ли аварий или дорожных работ. Наш лидар может распознать легковой автомобиль на расстоянии в 200 метров, а фуру на расстоянии в 500 метров.

На картинке ниже — момент выезда беспилотного автомобиля с узкой улицы на широкий проспект. Лидар переключается на сканирование дальних объектов — можно заметить, что автомобили вдалеке стали чётче:

Выезд с узкой улицы на проспект

Благодаря лидарам, которые способны отчётливо «видеть» объекты вдалеке, беспилотному автомобилю проще определять своё местоположение. Это особенно важно в зонах с не очень плотной застройкой вокруг дороги — на эстакадах, широких проспектах и шоссе. Автомобиль различает здания на расстоянии 600 метров и получает достаточно данных для сравнения с трёхмерной картой.

Менять параметры лидара можно и для более сложных задач. Например, если алгоритмы сигнализируют, что какой-то объект сложно определить в текущих условиях, мы можем увеличить плотность лидарного облака в этой зоне.

На видео показано, как «видит» мир центральный лидар. Дополнительные лидары по бортам и спереди автомобиля исключены из демонстрации:

Лидар стал надёжнее

В наших лидарах нет подвижной электроники: они меньше изнашиваются со временем и не так подвержены температурным искажениям, как вращающиеся лидары. 

Во время тестов наши лидары показали одинаково хорошую работу при температуре от −30 до +30°С. Благодаря этому их можно использовать практически всюду — и в жарких странах, и в местах, где бывает морозная зима.

Доступ к «сырым» данным позволил улучшить распознавание объектов

Имея свой лидар, можно получить доступ к его «сырым» данным — то есть к данным в том виде, какой они имеют до обработки на устройстве. Лидары сторонних производителей такой возможности обычно не дают: в них данные фильтруются на этапе сбора.

«Сырые» данные можно проанализировать и сопоставить с данными с других сенсоров. Это позволяет научиться лучше распознавать окружающий мир. Мы также создаём специализированные наборы данных для сложных и уникальных объектов на дорогах и обучаем на них алгоритмы.

Свои лидары помогают оптимизировать затраты

Лидары, созданные в Яндексе, стоят столько же, сколько и лидары стороннего производителя, которые мы использовали раньше. При этом они лучше подходят для наших задач: «видят» дальше, точнее распознают объекты и способны подстраиваться под разные ситуации на дороге.

На сегодняшний день из всех компаний, которые делают беспилотные автомобили, лишь четыре используют лидары собственной разработки. Яндекс — одна из них.

Сейчас лидарами, разработанными в Яндексе, оснащены все наши беспилотные автомобили четвёртого поколения. Машины проехали с ними уже более полумиллиона километров. Свои лидары мы будем устанавливать и на все новые автомобили.

На создание лидара в общей сложности ушло два с половиной года — это относительно небольшой срок. Мы смогли уложиться в него, потому что к началу разработки уже располагали внушительным флотом беспилотных машин и могли сразу же приступать к тестированию разработок.

Мы продолжаем совершенствовать лидары и разрабатывать новые. Например, сейчас мы тестируем прототипы боковых лидаров для распознавания объектов на близких расстояниях и проектируем основной лидар для наших роботов-курьеров.

Как мы создавали третье поколение роботов-курьеров

Первые роботы-курьеры Яндекса появились на улицах в ноябре 2019 года. За два года они доставили десятки тысяч заказов по всему миру. Они работали в морозную зиму и жаркое лето, проезжали по пустынным тротуарам во время пандемии и пробирались сквозь переполненные улицы в час пик.

Мы хотим, чтобы наши разработки одинаково хорошо работали в любой точке мира. Поэтому мы используем роверы в самых разных условиях и наблюдаем, как они себя ведут, — это позволяет понять, как сделать роботов ещё лучше.

Сейчас на улицы выходит уже третье поколение роботов-курьеров. В этом посте мы расскажем о процессе создания нового ровера: от разработки концепта до финальных испытаний.

Создание концепта и новые решения

Новый ровер сообща разрабатывают сразу несколько команд. Команды, которые каждый день взаимодействуют с роботами и теми, кто их использует, высказывают пожелания, что можно улучшить. Инженеры и разработчики предлагают, как доработать сенсоры и вычислительную часть. Своими идеями также делятся дизайнеры и конструкторы.

Когда мнения собраны, начинается работа над проектом. Дизайнер показывает предварительный концепт, а на его основе инженеры создают детализированную 3D-модель и проверяют, можно ли корректно расположить компоненты в придуманном варианте корпуса.

Затем проект ещё раз обсуждают и вносят доработки — например, чтобы упростить обслуживание робота или повысить надёжность тех или иных узлов. 

Варианты конструкции крышки. Для нового поколения выбрали вариант слева, где петля для надёжности интегрирована в крышку

Что мы улучшили

Одним из пожеланий к новому поколению роверов было сделать изображение с камер и лидара более детальным. 

У третьего поколения роботов новый лидар —  он расположен в передней части корпуса и слегка наклонён вперёд. У него шире угол обзора по вертикали, а число испускаемых лучей увеличилось с 16 до 64. За счёт этого робот лучше видит близкие объекты.

Также ровер оснастили новыми камерами с углом обзора больше 180 градусов. Под лидаром появилась дополнительная камера с большим фокусным расстоянием. Она помогает роботу отчётливо видеть светофоры на противоположной стороне даже очень широкой дороги. 

Дизайнеры и конструкторы предложили сделать робота менее округлым. За счет прямоугольной формы получилось увеличить полезный объём грузового отсека. Например, теперь в него помещаются пятилитровые бутыли воды, которые часто заказывают в магазинах. При этом размеры робота практически не изменились.

Поиск баланса между высотой отсека и углом обзора лидара

Новый ровер сможет перевозить в 60-литровом отсеке до 20 кг груза — к примеру, шесть 40-сантиметровых пицц и четыре двухлитровые бутылки газировки. В робота второго поколения помещается пять пицц без газировки.

Чтобы ровер мог работать практически без перерывов, конструкторы оснастили его съёмной батареей. Теперь ему не нужно брать паузу для зарядки — замена севшего аккумулятора на свежий занимает меньше минуты. Когда аккумулятор снят, ровер питается от небольшой резервной батареи.

Подвеска третьего поколения стала мягче. Теперь роботам легче забираться на высокие бордюры, ездить по бездорожью, преодолевать снежную кашу и другие сложные участки пути. А заодно они стали тише передвигаться по плитке, брусчатке и на съездах с бордюров.

Роботы-курьеры постепенно становятся частью городской среды, и мы хотим, чтобы они органично в неё вписывались. Поэтому у роверов третьего поколения не такая броская расцветка, как у их предшественников. При этом их лучше видно в темноте — теперь у них есть светодиодные фары.

Производство и тестирование

Мы сами разрабатываем большинство элементов для роботов, включая камеры, парктроники, платы, корпуса, шины, металлические элементы конструкции и другие компоненты. И тщательно проверяем их перед запуском в производство.

Для каждой детали есть отдельный испытательный стенд. Например, подвеску перед выездом в город проверяют на установке, которая называется шейкер. Робота устанавливают на стенд и запускают. Вращение колёс приводит в движение колёсики шейкера — они воспроизводят езду по неровной поверхности со скоростью 7,2 км/ч.

Два дня испытаний на шейкере дают такую же нагрузку на подвеску, как две недели работы в городе или 350 км реальных дорог. 

Испытание подвески на шейкере — этот этап предшествует дорожным испытаниям

На надёжность проверяются все важные узлы ровера. Для этого у нас есть специальные машины. Они открывают и закрывают крышку отсека или подключают и отключают контакты — и делают это по две тысячи раз подряд.

Проверка контактов на износ

Некоторые детали мы тестируем на предыдущем поколении робота. Это позволяет проверить их в реальных условиях и исправить недочёты ещё до того, как будет готов первый прототип. Например, на роверах второго поколения проверяли новую подвеску — и она так хорошо себя показала, что мы решили установить её на всех роботах, которые сейчас доставляют заказы.

Как и автомобилям, роботам нужны летние и зимние шины. На рынке подходящих нет, поэтому их тоже пришлось делать самим. Мы много экспериментировали — например, меняли рисунок и глубину протектора — и к появлению новых роботов нашли самые удачные варианты. Они уже опробованы на роверах второго поколения и теперь будут выпускаться серийно.

Печатные платы, камеры и другие компоненты и узлы мы дополнительно проверяем в термокамере. Они должны выдержать работу в диапазоне от −40 до +60°С, ведь роботы-курьеры доставляют заказы круглый год — как в суровую зиму, так и под палящим солнцем.

Компоненты проходят ещё одно важное испытание — на герметичность. Раньше мы покрывали печатные платы лаком, но опыт доставки в разных странах показал, что этого недостаточно. Поэтому у новых роботов все платы спрятаны в специальные кожухи. Их водонепроницаемость проверяется на испытательных стендах.

Испытания на полигоне 

Готовый прототип отправляется на наш испытательный полигон. Сначала ровер просто ездит по кругу, чтобы мы могли проверить надёжность сборки и подключение контактов. Обычно достаточно дня непрерывной работы, чтобы отловить возможные неполадки.

После теста на надёжность роботы должны пройти полосу препятствий. Они объезжают бетонные блоки, входят в резкие повороты, лавируют между разбросанными скейтбордами и преодолевают другие сложности, которые могут встретиться в пути. 

Роверы третьего поколения проходили испытания летом, когда в центральной части России стояла 35-градусная жара. Но мы также хотели проверить поведение новой подвески на снегу. Для этого создали специальную площадку с искусственным снегом и сравнили подвески разных поколений. Проходимость роверов с новой подвеской оказалась лучше: они без проблем проезжали там, где другие буксовали.

Тесты в городе

После испытаний на полигоне ровер начинает работу в городе. Сначала он выполняет виртуальные доставки — инженеры отправляют роботов по реальным адресам без нагрузки. Так мы можем ещё раз убедиться в надёжности компонентов, оценить работу новых сенсоров в сложных условиях и собрать данные для улучшения алгоритмов.

После недели виртуальных тестов ровер нового поколения готов выполнять настоящие заказы, а мы начинаем массовую сборку обновлённых роботов.

Новые роботы уже доставляют заказы жителям Москвы и Иннополиса и студентам американских вузов.  Сначала они будут работать вместе со вторым поколением, но постепенно заменят предшественников. Мы ожидаем, что до конца года парк пополнит сотня новых роботов. Их ждут наши партнёры в разных городах и странах.

Работа над роверами никогда не останавливается — у нас большие планы и много интересных задач. Если вам тоже интересен беспилотный транспорт, приходите к нам. Мы ищем хороших разработчиков, инженеров, аналитиков и специалистов по машинному обучению — им предстоит совершенствовать технологию и создавать следующие поколения роботов.

Беспилотное такси в Иннополисе: цифры и факты

В этом году Яндекс планирует запустить в московском районе Ясенево беспилотное такси. Россиянам такой сервис в новинку, но жители Иннополиса — исключение. В этом городе уже четвёртый год на вызовы приезжают автомобили без водителя.

Иннополис расположен в Татарстане, в 40 километрах от Казани. Нельзя сказать, что это обычный российский город. Во-первых, он очень молодой — ещё десять лет назад на этом месте было чистое поле. Во-вторых, Иннополис — город высоких технологий. Здесь работает университет, который ведёт исследования и разработки в сфере робототехники и IT, и находятся офисы технологических компаний, включая Яндекс.

Несмотря на небольшие размеры и юный возраст Иннополиса, в нём успела сложиться полноценная городская среда. Здесь есть жилые кварталы, деловой центр, где расположены университет и технопарки, а также поликлиника, почта, МФЦ, спорткомплекс, прогулочная зона, выставочный зал, кафе и бары — в общем всё, что может потребоваться человеку в течение рабочей недели и на выходных.

Когда Яндекс только изучал возможность запустить беспилотное такси, наличие такой среды в Иннополисе стало одним из важных преимуществ. Нам хотелось, чтобы люди не просто попробовали такси, а пользовались им для повседневных поездок — например, из дома в университет или из офиса в бассейн.

Наши беспилотные автомобили начали перевозить пассажиров в Иннополисе в августе 2018 года. С тех пор они совершили больше 20 тысяч поездок. Количество поездок зависит от погоды и сезона. Например, летом жители города вызывают машину 40–50 раз в день, а зимой почти в два раза чаще — 70–80 раз.

Беспилотные автомобили работают в Иннополисе семь дней в неделю, с шести часов утра до одиннадцати вечера. Сервисом могут воспользоваться те, кто живёт в городе или часто бывает здесь по работе. Чтобы прокатиться на машине, нужно обратиться в консьерж-сервис — городскую службу, которая помогает жителям с бытовыми делами. Сейчас доступ к такси имеют более трёх тысяч человек. Они могут вызвать машину в обычном приложении Яндекс Go.

Автомобили забирают пассажиров в специальных местах — точках посадки. На старте таких точек было пять, сейчас — больше 20. Они равномерно распределены по городу, и до ближайшей придётся идти не больше пары минут. 

Точки посадки привязаны к местным центрам притяжения: жилому комплексу «Зион», фермерскому рынку, университету, школе, городскому пространству ArtSpace. В технопарке, где работает большинство горожан, таких точек целых три. Среднее время ожидания машины в 2021 году составляло около четырёх минут.

Жители Иннополиса — о беспилотном транспорте

За три года бело-красно-чёрные автомобили Яндекса стали в Иннополисе привычной частью городского пейзажа. Недавно власти города провели опрос, чтобы выяснить отношение жителей к беспилотному транспорту, и поделились с нами результатами. В опросе поучаствовали 358 человек.

53% участников опроса передвигаются на беспилотном такси регулярно — несколько раз в месяц и чаще. Обычно машину вызывают, чтобы добраться на работу или учёбу и обратно, в спортзал и в магазин. Больше половины опрошенных катают на автомобиле друзей и знакомых, когда они приезжают в гости.

Удивительно, но пассажиры очень быстро привыкают к отсутствию водителя. 93% респондентов заявили, что у них это заняло пять минут или меньше. 3,5% опрошенных отметили, что им потребовалось больше одной поездки, а ещё столько же сказали, что так и не привыкли до сих пор.

Главными преимуществами беспилотного такси пассажиры назвали безопасность поездок, аккуратность вождения и отсутствие необходимости взаимодействовать с водителем. Среди пожеланий на будущее — увеличить количество автомобилей и точек посадки и разрешить машинам заезжать во дворы. Также многие опрошенные ждут «полностью беспилотных» авто — без инженера в пассажирском кресле.

В Иннополисе мало машин и дороги не загружены — это одна из причин, по которым мы три года назад решили запускать беспилотное такси именно здесь. При этом испытания машин идут и в других местах. Наши автомобили проехали уже почти 15 миллионов километров по улицам Москвы, Тель-Авива и Энн-Арбора. Технология беспилотного вождения продвинулась далеко вперёд, и следующий шаг — такси без водителя на улицах Москвы.

Стажировка от А до Я

В августе–сентябре у стажёров Яндекса своего рода пересменка. Летняя стажировка подошла к концу, но уже приходят новые ребята — осенний набор давно открыт. Если вам тоже интересно попробовать себя в Яндексе, время есть, подавайте заявку. Мы приглашаем на стажировку начинающих фронтендеров, бэкендеров, мобильных разработчиков, аналитиков и специалистов по машинному обучению.

Стажёры Яндекса — это целое сообщество, в котором сохраняется преемственность поколений. Многие сотрудники тоже когда-то были стажёрами и теперь помогают тем, кто пришёл впервые. За много лет сообщество обзавелось своим лексиконом, своими мемами и своими традициями. Мы попросили бывших и нынешних стажёров вспомнить понятия, связанные со стажировкой, и объяснить, что за ними стоит. Возможно, этот словарик пригодится будущим поколениям стажёров.

Алгоритмы

Чтобы попасть на стажировку, надо пройти техническое интервью. Это две-три встречи с экспертами, на которых проверяют знания будущих стажёров. Каждая встреча посвящена той или иной теме и называется секцией. Секцию «Алгоритмы и структуры данных», или просто «Алгоритмы», проходят и разработчики, и аналитики. Она считается одной из самых сложных. Иногда там даже могут попросить написать код от руки.

Бейджик

В Яндексе много секретов — например, когда мы делаем новый продукт, мы не рассказываем о нём, пока он не будет полностью готов (см. NDA). Поэтому в наши офисы нельзя прийти просто так, с улицы. Нужен электронный пропуск, он же бейджик. Его обычно крепят к поясу или карману. При этом бейджик — ещё и платёжное средство; им можно расплачиваться в офисной столовой и ближайших кафе (см. Еда). Стажёры получают бейджики в первый рабочий день.

Велкомпак

Кроме пропуска (см. Бейджик), в первый день стажёрам выдают набор приятных штук с символикой Яндекса — welcome pack. Состав набора может меняться, но обычно в него входят сумка, футболка (она заслужила отдельного рассказа — см. Футболка), значки, ручки-блокноты и книга про Яндекс. Часто команда сервиса, в который приходит стажёр, дарит ещё что-то от себя. Так, стажёры Поиска получают колонку с Алисой, а стажёры Такси — промокод на поездки.

График

Большинство стажёров — студенты, и кроме задач, которые они решают в Яндексе, у них есть ещё одна, очень важная задача — успешно закончить вуз. Поэтому график составляется так, чтобы работу можно было совмещать с учёбой. Летние стажёры выходят на полную неделю. У тех, кто начинает стажировку в другое время года, есть вариант работать 20 или 30 часов в неделю. Одни предпочитают приезжать в Яндекс после пар, другие трудятся в свободные от учёбы дни.

Доря

В Яндексе принято называть коллег на ты и по имени. Но есть несколько сотрудников, которых знают в первую очередь по логинам. Например, Даша, которая помогает стажёрам освоиться в компании, известна всем как Доря. «В любой непонятной ситуации пиши Доре» — совет, который постоянно дают друг другу стажёры. А вообще каждый сотрудник может указать, как к нему обращаться. Во внутренней адресной книге (см. Стафф) для этого есть специальное поле.

Еда

Нет, стажёры не работают за еду — они, как и остальные сотрудники, получают зарплату. Дополнительно к зарплате Яндекс начисляет на электронный пропуск (см. Бейджик) определённую сумму на питание. Вариантов, где поесть, много. Бейджиком можно расплачиваться в офисной столовой, окрестных кафе и барах, Яндекс.Еде и Яндекс.Лавке. Для тех, кто задержался на работе допоздна, в офисах есть «едоматы» — автоматы с едой. Они тоже принимают бейджики.

Жучок

Все сотрудники Яндекса — немножечко испытатели. Они первыми пробуют новые сервисы и помогают следить, чтобы всё работало как надо. Если  обнаружилась ошибка, то есть баг, быстро сообщить о ней можно с помощью специальной кнопки в виде красного жучка. Обычно жучок находится в углу экрана. Багрепорты — сообщения об ошибках — получает команда сервиса и разбирается, в чём дело. Поэтому новичкам сразу говорят: «Видишь ошибку — пиши в жучок».

Контест

Набор на стажировку проходит в несколько этапов. С первым — заполнить анкету — справляются все. Второй этап — тестовое задание. Его выполняют на платформе Яндекс.Контест. У разных специальностей разные задачки: фронтендера могут попросить оптимизировать веб-страничку, аналитика — посчитать матожидание. На решение задач отводится неделя. Тех, кто успешно справился с тестовым, приглашают на третий этап — техническое интервью (см. Алгоритмы).

Лекции

Для стажёров регулярно устраивают встречи с экспертами из Яндекса. Они называются лекциями, но на самом деле это скорее неформальная беседа: сначала эксперт что-то объясняет, потом все это обсуждают. Темы самые разные. Например, в этом году одна из лекций была посвящена Роверу — созданному в Яндексе роботу-курьеру, который умеет перевозить небольшие грузы. Ещё на одной рассказывали, как создавалась Яндекс.Лавка.

Ментор

У каждого стажёра есть наставник, он же ментор. Он вводит в курс дела, даёт задачи и отвечает на вопросы. Менторами становятся сотрудники Яндекса, которые не только отлично разбираются в своей области, но и умеют понятно объяснять даже сложные вещи. Главное — не стесняться спрашивать. Многие менторы сами когда-то были стажёрами. Они хорошо помнят себя в этой роли, знают, где могут возникнуть трудности, и стремятся заранее прийти на помощь.

NDA

Стажёры — полноценные участники внутренней жизни компании и посвящены в наши секреты. Например, им может быть известно, какой новый сервис готовит к запуску Яндекс. Если досрочно раскрыть секрет, ничего хорошего не случится: пользователи увидят продукт, который, возможно, ещё не готов до конца. Поэтому перед выходом на работу стажёры подписывают «соглашение о неразглашении» — Non-Disclosure Agreement. Секреты можно обсуждать только с коллегами.

Оффер

Если человек хорошо проявил себя во время стажировки, ему могут предложить перейти в штат — стать постоянным сотрудником Яндекса. В обиходе такое предложение называют оффером. Обычно оффер делает руководитель команды, в которой работал стажёр, но можно перейти и в другой отдел, где нужен человек с такими навыками.

Переговорка

Над каждым продуктом Яндекса работает несколько команд, и им важно постоянно быть на связи. Не все вопросы можно обсудить по переписке — иногда лучше пообщаться лично. Чтобы не мешать окружающим, желающие поговорить уходят в специальную комнату — переговорку. В переговорках есть бумага, ручки, оборудование для видеосвязи и маркерная доска — записывать идеи. По вечерам в переговорках играют в настолки и «мафию» или смотрят кино.

RandomCoffee

В крупных офисах сотрудники не всегда знают, над чем работают соседи по этажу. Чтобы познакомить людей из разных отделов, в Яндексе запустили «Случайный кофе». Это своего рода игра с простыми правилами. Раз в неделю участнику назначают собеседника. Вместе они должны сходить выпить кофе или пообедать — а в процессе рассказать друг другу о себе и своей работе. Играют многие: так можно расширить круг общения и узнать много полезного.

Стафф

Стаффом называется внутренняя адресная книга. У каждого сотрудника в ней есть личная страничка. Там можно проверить, где сидит человек и как с ним можно связаться, и посмотреть расписание его встреч. В отдельном разделе на страничке собраны ачивки — виртуальные значки за достижения. Помимо стаффа, сотрудникам и стажёрам доступны внутренняя вики, трекер — инструмент для организации рабочего процесса и внутренняя социальная сеть (см. Этушка).

Удалёнка

В марте 2020-го все сотрудники Яндекса перешли на удалённую работу. Когда часть ограничений сняли и появилась возможность вернуться к прежней жизни, выяснилось, что одним удобнее работать в офисе, другим из дома, а третьим — чередовать режимы. Стажёры, как правило, выходят в офис, потому что так проще вникнуть в процессы. Но всё зависит от команды — где-то удалёнку не практикуют, а где-то можно несколько дней в неделю работать из дома.

Футболка

Непременный атрибут стажировки — стажёрская футболка. Из года в год они разные. В 2020-м на футболках была лошадь «Клоун», несколько лет назад — фрагмент кода. По традиции, дизайн придумывают сами стажёры, нынешние и бывшие. При этом сказать, что стажёрская футболка — опознавательный знак стажёра, нельзя. Некоторые сотрудники, в том числе руководители сервисов, продолжают носить футболки, полученные когда-то на стажировке.

Хурал

По пятницам в Яндексе проходит общее собрание — хурал (слово позаимствовано из монгольского языка). На хурале рассказывают, что произошло за неделю. Когда Яндекс был маленьким, все собирались в одной комнате. Сейчас большинство сотрудников смотрит хурал в трансляции. Вопросы выступающим можно задавать в специальном чатике. Перед новогодними праздниками проводится особый, праздничный хурал — на нём подводят итоги года.

Чат

Решать рабочие задачи стажёрам помогают менторы и кураторы. Для нерабочих есть общий чат — в него добавляют всех стажёров. Через чат стажёры организуют кинопросмотры и велозаезды, объясняют друг другу, как найти выход на балкон седьмого этажа, сравнивают вкус кофе в кофемашинах и обмениваются свежими стикерами. Флуда много, поэтому уведомления лучше сразу выключить, но в целом это отличный способ быстро получить ответ на любой вопрос.

ШАД

В созданной Яндексом Школе анализа данных изучают передовые направления компьютерных наук. В ШАД сложно поступить — конкурс составляет 20 человек на место, — но стажёрам сдавать экзамены необязательно. Им доступен видеоархив с записями лекций по разным дисциплинам, от теории информации и машинного обучения до введения в лингвистику. А ещё можно по вечерам ходить на занятия в ШАД вольнослушателем.

Этушка

В Яндексе действует внутренняя система блогов — этушка. В ней есть личные блоги, в которые может писать только автор, и клубы, в которые могут писать разные люди. К записям можно оставлять комментарии. В этушке узнают новости, обсуждают запуски и много спорят. Мнения о том, куда ставить ударение в слове «этушка», расходятся: часть сотрудников уверены, что на первый слог, а часть — что на второй.

Янг энд Яндекс

Надпись Young && Yandex можно встретить на сайте стажировок и на футболках стажёров. В каком-то смысле это неофициальное обозначение всего, что так или иначе связано со стажировками. Его придумали сами стажёры. Двойной амперсанд (&&) — отсылка к логическому оператору AND («И») в языках программирования.

Набор на стажировку идёт в девяти городах: Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Нижнем Новгороде, Сочи, Симферополе и Минске. Сколько длится стажировка, какие задачи решают стажёры, к каким командам можно присоединиться — ответы на эти и другие вопросы вы найдёте на yandex.ru/intern.

До встречи в Яндексе!